Собрание :: Торжествующая церковь африканских святых - Православие в Африке
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналAssembly - Orthodox Youth Missionary Magazine
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журнал
 Молодёжный православный миссионерско-просветительский журнал
Издается по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
№4
январь 2003 
На главную
Форум
И ИЛИ
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
ещё ссылки»
поставьте ссылку на нас
Как студенты привораживают халяву?
Службы для глухих с сурдопереводом в православных храмах
Система Orphus
   <<Предыдущая :::: Содержание номера :::: Следующая>> версия для печати

Торжествующая церковь африканских святых

<< назад | 1 | 2

Возвращение в Город Мира

Куда бы ни пошел Мукаса, повсюду его окружала толпа. Многие хотели послушать человека, который со знанием дела доказывал неправильность английской и французской веры. Он не был колдуном или проповедником язычества. В каких-то мудреных книгах он вычитал, что настоящая церковь находится не в Лондоне и Риме, а настоящие христиане порой страдали от европейцев не меньше, чем его народ.

Дело было в Уганде — образцовой колонии Британской империи в самом конце 1920-х годов. Два англиканина из народа баганда Ребейн Мукаса и Обадия Басадждикитало стали называть себя православными и проповедовать свою веру соплеменникам. Тщетно англиканские священники доказывали взволнованным африканцам, что Мукаса все выдумал, и во веки не существовало иного христианства, кроме протестантизма и католичества. Баганда не слушали их и сотнями присоединялись к мятежному движению.

В это же время окольными путями о Православной Церкви узнали проповедники во многих странах Африки. Независимо друг от друга африканские православные общины возникли в таких владениях Англии, как Кения, Южная Африка, Гана и Нигерия. Во французской Западной Африке несколько католических приходов присоединилось к группе французских католиков, которые вместе с русскими эмигрантами пытались создать Французскую Православную Церковь западного обряда. Чернокожие христиане разных народов были готовы принять Православие, но слишком мало знали о нем. Ведь западные миссионеры не хотели, чтобы в кругозор их подопечных попадали неудобные факты. Так что в церковных учебниках восточным „раскольникам“ отводилось не больше пары строчек.


Ребейн Мукаса совершает Литургию в Истинной Церкви

Все независимые африканские общины не имели православного канонического устройства. Они искали истинную Церковь, чтобы присоединиться к ней, но из-за недостатка информации нередко сбивались с пути. Некоторое время они входили в так называемую Африканскую православную церковь, которая возникла в Америке, на волне движения негров, за возвращение на историческую родину. Патриарх этой церкви, бывший англиканский священник, Джордж Макгуайр не имел законного посвящения в епископский сан. Не понимая православного богословия, он считал свое объединение по-настоящему православным. Присоединившиеся было к Макгуайру, христиане в Южной Африке, Уганде и Кении начали сомневаться в своем выборе. Но у кого же узнать о Вселенском Православии, если ты живешь на берегу озера Укереве или у подножия горы Кириньяга?

Задолго до того как весть о православии дошла до африканцев, во многих африканских городах существовали православные приходы, и сотни верующих собирались для участия в литургии Иоанна Златоустого. В основном это были греческие эмигранты, занимавшиеся в колониях крупным предпринимательством и мелкой торговлей. Священнослужители этих церквей подчинялись греческому православному Папе и Патриарху Александрийскому. К стыду православных, вся деятельность этих приходов, как правило, ограничивалась обслуживанием „религиозных потребностей“ греческой общины. Мало кто думал поделиться сокровищем Православия с местным населением. Впрочем, духовное горение чернокожих правдоискателей было столь велико, что им не потребовались иностранные миссионеры.

В середине 1930-х годов Мукаса, Басаджикитало и их единомышленники в Кении вступили в переписку с Александрийским Патриархатом пока в 1946 году не были присоединены к Церкви Патриархом Христофором II. В 70 х – 80 х годах в Александрийскую Церковь были приняты независимые общины Ганы и Нигерии. На рубеже третьего тысячелетия то же произошло в Южной Африке.

Становление африканского православия неразрывно связано с борьбой африканцев за независимость. Лидеры православных общин поддерживали освободительное движение, а в новую африканскую Церковь приходили именно те, кто видел Черный континент свободным. Как известно, руководство первой социалистической страны положило немало сил на изгнание своих западных противников из Африки. Темноликие политики в аэропорту «Шереметьево», дипломаты в экзотических нарядах на фоне экзотических знамен стали частью нашего прошлого. И хотя ЦК КПСС, по понятным причинам, не интересовалось переводом Октоиха на язык суахили, неведомыми путями Промыслителя тогда мы оказались по одну сторону баррикад.


Отец Иосиф Квами-Лабе — один из основателей Православия в Гане с дочерью Наташей

В старом советском фильме, где Анатолий Папанов играл милосердного врача, усыновляющего брошенных детей, один из приемных сыновей доктора как-то сбежал из дома. Случись это в 30-е годы, мальчик непременно направился бы на помощь замерзающим челюскинцам, но дело было двадцатью годами позже, и семилетний герой бежал к африканским партизанам. Увы, из него не получилось Эрнесто Че Гевары. Его поймали и привели к отцу, но, проснувшись на кушетке в его кабинете, он точно знал — ПАРТИЗАНЫ ПОБЕДИЛИ!

В жизни все не так как в кино, и не всем африканским партизанам суждено было праздновать победу. Тяжелым испытанием для Кенийской Православной Церкви были годы партизанской войны Мау Мау (1952 – 1956), когда против англичан восстали народы кикуйю, эмбу и меру, доведенные до отчаяния принудительным изъятием земель и другими унижениями. Протестантское и католическое духовенство Восточной Африки осудило восстание, объявив Мау Мау бунтом дикарей-язычников. Только Православная Церковь разделила с народами Кении радость побед и горечь поражения. Немало православных было среди лесных генералов и бойцов Мау Мау — для них война за свободу стала войной за истинную веру.

В ответ колонизаторы обрушили на православных репрессии, очень похожие на то, что в России творили с Церковью большевики. Только что отстроенные храмы осквернялись, духовенство и простые верующие заключались в концлагеря, где умирали от жажды, жары и болезней. Однако, никакие жестокости не смогли преломить ход истории. В 1963 году Кения встала на самостоятельный путь развития, а верность православных идее национальной свободы заслужила уважение кенийцев.

Для лучшего руководства православными общинами в Восточной Африке в 1958 году была учреждена Иринопольская митрополия с центром в столице Танзании Дар-эс-Саламе, что значит „Город Мира“, или, по-гречески, Иринополис. Сейчас резиденция Иринопольского митрополита находится в столице Кении — Найроби.

С учреждением митрополии в Африку стали пребывать добровольцы из Греции. Появление чернокожих студентов в греческих и американских православных семинариях вызвало недюжинный интерес у церковной общественности этих стран. Когда же в Афины прибыл отец Спартас (так во святом крещении нарекли Ребейна Мукасу) и в переполненных храмах рассказывал, как африканцы отыскали истинное христианство, воодушевлению верующих не было предела. Именно благодаря Африке стало возрождаться греческое миссионерство, пережившее расцвет во времена Святых Кирилла и Мефодия, но угасшее после гибели Византии.


Крещение в Южной Африке

Помощь Греции много значила и значит для православных африканцев, однако они всегда подчеркивали, что греческие братья только гости и помощники, но не руководители их жизни. До сего дня большинство архиерейских кафедр в Александрийской Церкви занимают греческие епископы. Греческие миссионерские организации и православные братства осуществляют благотворительную помощь, но главный груз апостольской ответственности за проповедь Евангелия по-прежнему лежит на коренных жителях континента. В 1972 году в Александрии состоялась первая в истории архиерейская хиротония трех африканцев. Среди этих троих был просветитель Уганды Спартас Ребейн Мукаса, нареченный епископом Христофором Нилополийским. Он умер в 1982 году святителем той Церкви, которую искал, когда сильные мира считали его безумцем. Усилиями Владыки Христофора и подобных ему людей православная вера вошла в жизнь африканцев.

Самое африканское христианство

Кому-то может показаться, что статистика говорит не в пользу африканского Православия. Редко в каком справочнике российский читатель найдет сведения о православных в Нигерии и ЮАР. Крупнейшими христианским конфессиями Африки по-прежнему остаются католичество и протестантизм, по сравнению с которыми православные общины выглядят более чем скромно. Самые многочисленные афро-православные церкви, без учета греков, насчитывают только 1% от населения своих стран: в Кении с ее тридцатью миллионами населения проживает около 300.000 православных, в двадцатимиллионной Уганде их 200.000. В прочих же странах число наших единоверцев не достигает и этого процента.

Но не следует забывать, что Православие пришло на Экватор гораздо позже западного христианства, а Александрийская Православная Церковь никогда не имела тех средств, какими располагают европейские миссии. При этом рост численности православных не сопоставим с ростом иных христианских конфессий. К моменту вступления в Александрийскую Церковь в Уганде было 10.000 сторонников Мукасы и Басаджикитало, за полвека их число увеличилось в 20 раз! В Танзании, где православие распространено гораздо меньше соседних стран Восточной Африки, за последние пять лет численность православных увеличилась с 20 до 35 тысяч человек. И надо иметь в виду, что африканцы, в отличие от большинства „исконно православных“ россиян, живут полнокровной церковной жизнью.


Владыка Макарий Кипрский в Найроби

От одного народа к другому несут огонек своей веры чернокожие миссионеры. В Кении, где большинство православных принадлежит к земледельческим народам кикуйю и лухья, разворачивается миссия среди кочевых народов севера страны. Когда православие принимают вожди, вместе с ними крестятся целые племена, как это было в Киеве, при князе Владимире. Из Уганды истинная вера пришла в Танзанию, православные Ганы и Нигерии проповедуют Евангелие в соседних странах Западной Африки. Чтобы навестить своих духовных детей, православные священники предпринимают длительные путешествия пешком или на велосипедах.

Для подготовки африканского духовенства в 1982 году в Найроби открылась духовная Семинария. Ее основателем был великий благодетель православных кенийцев кипрский архиепископ Макарий III, бывший одновременно президентом Кипра. За время своего существования Семинария выпустила более 200 студентов, которые трудятся не только в Кении, но и по всей Африке. Вместе с благовестниками из коренных африканцев, проповедью занимаются греческие священнослужители. Именно их усилиями Православие распространяется в Камеруне и на Мадагаскаре. Монахи со Святой горы Афон миссионерствуют в джунглях Конго (Заира). Общаясь с греками, к Церкви присоединились первые православные африканцы Зимбабве, где распространение истинной веры только начинается.


Дети кикуйю идут к Причастию

Изгнав европейских колонизаторов, африканцы не освободились от страданий. Голод, эпидемии, бедность и войны темной тучей нависают над Черным континентом. Православная Церковь, поддержавшая когда-то освободительное движение, разделила с Африкой ее новые скорби. На приходах организована раздача благотворительной помощи, действуют православные больницы, образцовые хозяйства, но даже если небогатая Церковь не сможет оказывать эту помощь, африканцы вряд ли откажутся от своей веры.


Кенийские бабушки встречают Александрийского Патриарха

В православии они нашли то, чего не было в искаженном западном христианстве. Совместное участие в Литургии, соборность и мистичность православия дала африканцу то, чего он пытался достичь древними ритуалами. Наша вера не является чем-то чуждым для баганда и кикуйю и органично вписывается в их жизнь. Чернокожие архиереи, священники и диаконы проповедуют Слово Божие на африканских языках. Как и в Эфиопской церкви, прославление Создателя в Гане и Кении не мыслимо без танцев и боя тамтамов. Вера Сергия Радонежского и Григория Паламы победоносно шествует от Гвинейского залива до мыса Доброй надежды.

***

Глядя на карту Африки, я вижу множество цветных пятен покрытых надписями. Есть пятна побольше, на которых написано «Судан» или «Ангола». Есть скупые мазки краски, символизирующие Гамбию или Экваториальную Гвинею. Черные точки с цифрами подразумевают великие вершины: Рас-Дашэн, Килиманджаро, Кириньяга. Синие прожилки указывают мне течение Конго, Нигера и Замбези. Глядя на карту Африки, я не вижу, как над вечнозеленым океаном леса встает солнце, не слышу улюлюканья кочевников самбуру, ведущих свои стада к пересыхающей речке, не блуждаю под стеклобетонными небоскребами Лагоса и Найроби.

Я живу в Казани, где живут русские, татары, чуваши, евреи и армяне. Сейчас у нас очень холодно. Гуляя по улицам родного города, я встречаю закутавшихся от мороза чернокожих людей, но не знаю, кто они, откуда и зачем приехали. Наверное, я никогда не увижу их далекий мир, но теперь, когда священник в алтаре нашего храма приносит Бескровную Жертву о всех и за вся, я знаю, что где-то за несколько тысяч километров чернокожий батюшка молится о том же на языке суахили. И все мы едины.


<< назад | 1 | 2

Марк Шишкин

комментарии на форуме версия для печати
<< Предыдущая :::: Содержание номера :::: Следующая >>


На главную :: Миссия :: Творчество :: Мысль :: Взгляд :: Семья :: Судьбы :: Проза жизни :: Поэзия души
Архив журнала :: № 8 :: Неизданное :: Редакция :: Авторы :: Благотворители :: Форум :: Гостевая :: Обратная связь :: Ссылки :: English

© 2002-2024 «Собрание»
info@sobranie.org