Собрание :: Бог- в душе? :: Зачем идти в Церковь
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналAssembly - Orthodox Youth Missionary Magazine
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журнал
 Молодёжный православный миссионерско-просветительский журнал
Издается по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
№4
январь 2003 
На главную
Форум
И ИЛИ
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
ещё ссылки»
поставьте ссылку на нас
Выберет ли молодежь Церковь?
Разрешает ли Православие вскрытие?
Система Orphus
   <<Предыдущая :::: Содержание номера :::: Следующая>> версия для печати

Бог — в душе?

Часто слышишь: „Я не иду в Церковь, потому что Бог — Он в душе“. Однако мне кажется, только люди очень к себе снисходительные могут так легко сказать, что Бог у них в душе.

Что касается меня... Вот я хотел бы, чтоб в моём сердце Он мог быть, но — что я сделал для этого?.. Бог не может быть во мне, это абсурдно, в той грязи, которую я в себе таскаю, сказать, что у меня в душе... БОГ?!..

Да, конечно, без какого-то Его присутствия душа, думаю, просто мгновенно окончила бы существование. Но тогда, если есть в моей душе Бог, то Он там уж точно не один... Как у Достоевского: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей», и добавлю, если б только дьявол! Я ведь сам, сам и люблю Его, и борюсь с Ним, вот в чём дело!..

Поэтому мне нужно признаться: Бога в душе, в такой душе! — нет, я его сам изгоняю, обращая постоянно во зло свободу, которую Он мне дал.

Но это сознавать — горько, больно, иногда просто ужасно сознавать такое!

Зачем я иду в Церковь? Ой, как же медленно, словно в страшном сне, словно в замедленной съёмке! — иду я в Церковь, для того, чтобы... Чем объяснить?

Когда обнаружили опухоль, я пошёл на операцию; мне страшно было ложиться на стол, но опухоль носить в себе — словно растягивать смерть как резину — ещё страшнее. И после операции, когда знал, что опухоль вырезали, появляется надежда: а вдруг я ещё смогу жить? И стало немножко легче при этой мысли. А дальше ещё химиотерапия, чтобы попытаться убить эту онкологическую дрянь в лимфе, в крови... Такие сильные лекарства, что тошнит и волосы выпадают... Но когда лекарства эти подействовали, и мне сообщили, что анализы пришли в норму, и появился шанс — я уже благодарил, благословлял врачей за всё, что они для меня сделали. Хотя бы и за один только шанс выздороветь...

Я иду в Церковь за своим шансом.

Мне хочется избавиться от того страшного сознания, которое хуже опухоли — что Бога во мне нет, что я не умею и не могу жить так, как только и нужно жить, если хочешь, чтобы Бог...

Ничтожная, дрянная жизнь, которую я веду — да что говорить о Боге в душе?! — И я иду в Церковь.

Она — и больница, и родина, и место, где тебя по-настоящему любят, и где ты учишься любить. Христос, все таинства, вся традиция, порождённая любовью и стремлением к Нему — я в Церкви словно просыпаюсь и оттаиваю, она даёт силы и поддержку, чтобы стать лучше, даёт надежду, что Бог будет и в моей душе.

Может, и непонятны эти «устаревшие» церковные правила, но что мне предлагают взамен? Модные теорийки от чудо-голодания до психоанализа, которые претендуют, что могут всё изменить, хотя на самом-то деле решить главную мою Проблему они неспособны?..

Бога нет в моём сердце-то, и психоаналитик мне Его туда не «вправит». Бога нужно искать именно в Церкви.

Я понимаю, что тут посыпятся вопросы: это в Церкви-то, где на тебя накричать могут, деньги потребовать, обзывают друг друга еретиками и ещё чего только не делают??

Да, в Церкви. Потому так и оглушительна брань, так ужасно зловоние гноящихся, вскрытых и смердящих, наших израненных душ, оттого так абсурдна наша патологическая нелюбовь, что она — в Церкви! Что Церковь светом своим обнаруживает эти болезни. Я вижу свою жизнь в зеркале иной, святой жизни — и понимаю, что должен быть не таким, совершенно не таким, каков я есть!

Как у Бориса Гребенщикова:

«Что ж я пьян, как архангел с картонной трубой;
Как на черном — так чистый, как на белом — рябой...»

Если уберёте «белое» — я буду считать себя чистым, и это будет страшная неправда обо мне. Но я-то уже не могу жить во лжи...

«Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», — говорит Христос. И тянутся к Нему толпы тех, кто почувствовал, что болен, что нет Бога в душе, что душа страдает. Так раненые тянутся в лазарет. Страшная, почти неприличная в своей наготе толпа искалеченных людей, единственное отличие которых — осознание своей увечности, и поиск Врача — Бога в душу.

Отсюда и крик, и грязь — на фоне Красоты. Но Церковь не солярий, не санаторий, а скорее уж фронтовой лазарет. Тут и боль, но тут и надежда...

Может быть, кто-то считает себя вполне здоровым, а другие не знают, что в Церкви лечат.

Может, у многих действительно Бог в душе — говорю это без иронии: что я знаю о Боге и о других людях?..

Гребенщиков спел:

«Мне не нужно награды, не нужно венца,
Только стыдно всем стадом прямо в царство Отца...»

Господи, если бы речь шла о венце, о награде!.. Мне не стыдно, пусть «в стаде», в толпе. Не стыдно. Только бы Бог и вправду оказался у меня в душе, и я был бы жив...

Июль 2002

Владимир Гурболиков
«Фома» — журнал для сомневающихся


Использована фотография:
«Сельская церквушка», Дмитрий Зверев

комментарии на форуме версия для печати
<< Предыдущая :::: Содержание номера :::: Следующая >>


На главную :: Миссия :: Творчество :: Мысль :: Взгляд :: Семья :: Судьбы :: Проза жизни :: Поэзия души
Архив журнала :: № 8 :: Неизданное :: Редакция :: Авторы :: Благотворители :: Форум :: Гостевая :: Обратная связь :: Ссылки :: English

© 2002-2024 «Собрание»
info@sobranie.org