Собрание :: Православие и рок-музыка: О рок музыке на службе Сатаны и книжниках на службе своей Правоты
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналAssembly - Orthodox Youth Missionary Magazine
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журнал
 Молодёжный православный миссионерско-просветительский журнал
Издается по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
декабрь 2004 
На главную
Форум
И ИЛИ
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
ещё ссылки»
поставьте ссылку на нас
Бог- в душе. Тогда зачем идти в церковь?
Православная Африка
Система Orphus
   <<Предыдущая :::: Содержание номера :::: Следующая>> версия для печати

Православие и рок-музыка:
возможен ли человеческий и человечный разговор?

Александр Непомнящий

1 | 2 | далее >>

От редакции : Дискуссия по поводу „совместимости“ православного благочестия и рок музыки поистине стала „дежурной“ темой современной православной журналистики. Некогда и СОБРАНИЕ внесло свои скромные доводы в этот спор, к которому так подходят пушкинские эпитеты русского бунта. Однако проблема продолжает оставаться актуальной, даже вопреки нашему желанию. Последнее подтверждение тому обнаружилось в майском номере «Русского дома», где известный автор статьи «Душу за rock» запросто приписал «Битлам» строчку из песенки Оззи Осборна «Mr. Crowley», и фактически обвинил иеромонаха Сергия (Рыбко) в подготовке платформы для создания новой секты. Видимо еще много лет придется „ревнителям“ провозглашать всех рок музыкантов сатанистами, а миссионерам разбирать ошибки в сочинениях „ревнителей“, да приобщать к Церкви тех, кого от нее уже успели отпугнуть. Обидно это, ведь в жизни и кроме рок-музыки столько интересного…

Автор предлагаемой статьи Александр Непомнящий — человек известный коренным российским неформалам, как рок-поэт и певец. Те же из них, кто связал свою жизнь с Церковью, знают его как человека горячей и искренней веры. Наверное поэтому, сей материал можно признать лучшим из всего того, что писалось о рок-культуре с православной позиции. Талантливые люди талантливы во многом, и жажды Правды у Непомнящего-публициста не меньше чем у Непомнящего-музыканта. Текст, с некоторыми сокращениями и изменением в заголовке, публикуется с разрешения автора, которое он передал нам через друга СОБРАНИЯ казанского рок-барда Андрея Кайманова. Авторскую версию читайте на Официальном сайте Александра Непомнящего http://nepomn.newmail.ru/

Сам Александр в настоящее время не занимается концертной деятельностью. 7 июня 2004 года он перенес трудную операцию на головном мозге. Сейчас лечение продолжается. Просим помолиться о его здравии всех православных, с каким бы культурным багажом, мы — столь разные, не подходили к его размышлениям.

М. Ш.


* * *

Предложенные вашему вниманию размышления на тему очень непростых взаимоотношений рок музыки и Церкви написаны в двух частях. Тон и стиль этих двух частей очень разнится: первая написана очень жестко и посвящена оценке рок-музыки, как общемирового феномена. Вторая — значительно мягче и вдумчивее и ссылается на статью иеромонаха Григория (Лурье) на тему русского рока, как особого, близкого более к русской литературе, нежели к западной рок музыке явлению. Тон столь разнится ни в коем случае не потому, что мне ближе западный рок или я высоко оцениваю его духовный пафос — напротив, я прожил свыше десяти лет и ныне пишу и пою в мире, где любят Янку и Романа Неумоева и читают книги, в том числе и православные от экзистенциального Достоевского до аскетической Лествицы. Причина разности тона связана с тем, что в первом случае я встретился с непробиваемой стенкой НЕЖЕЛАНИЯ ПРИСЛУШАТЬСЯ И ПОНЯТЬ. Во втором — понимание, как мне кажется, не достигнуто. Что не страшно, поскольку понимание — скорее, процесс, нежели результат, но ЖЕЛАНИЕ ПОНЯТЬ — налицо.

О рок музыке на службе Сатаны
и книжниках на службе своей Правоты

Цитаты, которые последуют далее, по размаху гротескно дремучей некомпетентности и желанию „припечатать врага народа“ походят более даже не на инвективы некого тоталитарного государства, но на злую пародию сбежавших за кордон диссидентов, получающих денежки за оболгание этой системы. К сожалению, здесь все серьезно, пародия и сатира вообще не живут в мире, где были найдены нижеследующие откровения на тему рок музыки. Мало того, подкреплено осуждающим всякие сомнения незыблемым авторитетом, т. к. было найдено в церковной лавке. Выражу свое отношение к религии и рок музыке, дабы читатель сориентировался, с какой мировоззренческой платформы веду я эту полемику.

1. Я верю, что Христос — Сын Божией и есть Истина. Верю, что путь к Нему, сохраненный Православной Церковью, наиболее прям в христианском мире и наименее искажен духом мира сего.

2. Рок-культуру я вижу одной из форм человеческой культуры, которая, как и любая ее форма, может нести равно „добро“ и „зло“, находится в мире сем, потому, естественно, не избежала, за исключением высших своих проявлений, КАК И ВСЯКАЯ КУЛЬТУРА, его влияния. Списание же всего мира и всей культуры человечества окончательно и без различения в „епархию“ Зла — это забвение того, что Христос пришел и призвал христиан спасти мир, то есть преобразить его светом Его и Его учения и в этом Свете делать тяжкий труд „отделения зерен от плевел“, а не увести от мира, что является для мирянина (не монаха) грехом упрощенчества, нежелания брать на себя труд напрягать свою интеллектуальную совесть, проще говоря, думать, и является, в конечном счете, нежеланием брать крест свой и предпочтением труду этому горделивого и бездумного осуждения.

3. Первоисточники цитат у меня есть, но нет сканера, посему я предпочел идентичные электронные варианты из Интернета. Не удивительно, что поисковик «Яндекс» нашел их в первую очередь на сайте сатанистов, потому что более убедительных им аргументов (они хорошо знают музыку) против Православной Церкви, чем подобные „труды“ арх. Лазаря, арх. Милеанта и др. искать уже не обязательно. В некоторых указанных мной случаях я вместо своих комментариев к „перлам“ досточтимых „отцов“, цитирую комментарии ребят — любителей «тяжелого металла», полагающих себя сатанистами, если я с этими КОНКРЕТНЫМИ фразами их согласен. Напоминаю, что ложный религиозный выбор не является гарантией абсолютной лживости. „Православным“, желающим крикнуть „Ату, кого он цитирует…“ напоминаю фразу Тертуллиана о том, что каждая душа — христианка, и добавлю, что ВСЕГДА лгут только бесы.

4. Православных, абсолютно не знакомых с рок музыкой, прошу лишь не кипятиться заранее и записывать автора также в какую-либо «церковь Сатаны». Я не предлагаю им НАЧИНАТЬ слушать рок-музыку, и не буду пересказывать сотни страниц рок изданий, с которыми они при появлении какого-либо интереса к предмету элементарно могут ознакомиться (если читать „не благословляет батюшка“, читать не нужно, но тогда неэтично и брать на себя грех соосуждения того, о чем не имеешь представления), просто призываю НАЧИНАТЬ СУДИТЬ, только если они действительно знакомы с предметом. Противоположная цель моя — попытаться показать людям, отторгнутым подобными благонамеренными пасквилями от Церкви, что Она, на деле, — целое поле человеческой мысли и не ТОЖДЕСТВЕННА одному богословскому мнению отдельно взятого священника. Предвижу еще один стандартный полемический ход: зачем де знакомиться с грехом, чтобы его судить. Избежим подмены понятий: греха под названием «рок-музыка» не существует и не может существовать, так как эти вещи — из разных понятийных рядов — рок-музыка — это явление культуры, требующее оценки, а грех — это грех, т. е. уже получившее окончательную оценку Церкви состояние или деяние человека.

5. В первой части не приведены иные точки зрения в отношении рок музыки по той простой причине, что в церковных лавках иных мнений просто нет. Поскольку я знаю многих батюшек, которые в частных беседах, особенно во внеслужебное время, выражают совсем иное отношение к данному предмету, полагаю, что встретился здесь с УСТОЙЧИВЫМ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ и своеобразным околоцерковным „фольклором“, который пытается заменить собой соборное мнение Церкви. Особенно показательны характерные именно для фольклора и варьируемые в разных „разоблачительных“ статьях мелкие детали — типа 5, 300 или 600 человек погибли на каком-нибудь таинственном концерте или что КОНКРЕТНО получается, если фразу, спетую некой группой ПЕРЕВЕРНУТЬ. Поскольку „богословские мнения“ относительно рока действительно авторитетных в Церкви архимандрита Лазаря и о. Родиона даже в некоторых мелких стилистических деталях и орфографических ошибках совпадают с мнениями дюжины „мирян“ и вообще анонимных листков из разных уголков нашей Родины, похоже, что этот „фольклор“ просто-напросто переписывался без проверки, скорее всего, референтами, к примеру, о. Лазаря. То есть даже не является авторитетным богословским мнением. Но свою „едкую“ критику я отправляю именно в адрес этих авторитетных пастырей Церкви, потому что ни церковный авторитет, ни нагрузки в службах, ни любые иные причины не отменяют еще более древнего, чем земной образ Христовой Церкви, правила — человек отвечает за то, что разрешил подписать своим именем.

Начинаю с цитатки из г. М. И. Светлова («Троицкий Благовестник» 35, 1995 год)

Панк рок — цель и философия его заключаются в том, чтобы привести аудиторию непосредственно к коллективному насилию, систематическим выступлениям, самоубийствам. Панк — вполне приемлет и включает в себя поступки примерно такого рода: например во время концерта нанести партнеру кровавую рану лезвием бритвы, вшитой в джинсы или рубашку, и затем уже раненого — избить браслетом, покрытым шипами.

Такой кошмарный фантастический «панк рок» существует, к счастью, лишь в головах М. И. Светлова, и, как чуть попозже выяснилось, священника Родиона (Николай Боголюбов, Тайные общества СПб, «Вера» 1997) — притом возмущаются оба почему-то в одних и тех же выражениях. Читаешь это, и возникает искушение напомнить, что в случае отвратительных и лживых бесовских видений помогает молитва Кресту «Да воскреснет Бог…». Ни один живой молодой слушатель панк рока в этой галиматье то, с чем он встречается в жизни, не узнает. Читать это более-менее обидчивым мальчишкам, предпочетшим богатые мыслью и цитатами из хорошей „большой“ литературы (в том числе, и вполне православного Достоевского) инструкции по свободе в исполнении «Гражданской Обороны» Алене Апиной — не рекомендуется. Да, панк часто вызывающ. Но бесы омерзительны, в первую очередь, не „вызывающим поведением“, а своей пошлостью. Почему не возникает у таких вот „защитников Православия“ желания сразиться с „музыкальной“ поп пошлятиной и „русским шансоном“, идентичным по происхождению кощунственным для христианина игральным картам, забивающим уши человеку везде — на каналах телевидения, на рабочих местах и в общественном транспорте. Не хочется противостоять пристрастиям большинства? Нет там вызова „общественному порядку“, значит и зло НЕ ЗАМЕТНО? Святой Дух дает человеку дар различения духов, находящемуся в Церкви Святой Дух дарован в той или в иной степени. И если люди, говорящие от лица Церкви, духа мира сего в подавляющем море масс-культуры не замечают и „переводят стрелки“ на вторичные формы ее, скандалящие, в первую очередь, с весьма сомнительным с точки зрения правды Христовой „общественным мнением“ и юродиво обнажающие дух этого мира, то снова возникает древний вопрос о границах Церкви. Являются ли голосом Церкви голоса и мнения этих людей? Не стоит здесь многозначительно просвещать нас насчет того, что слово «панк» переводится «мусор» или «грязь» — нам вспоминается здесь строчка казахского поэта и панк музыканта Ермена Ержанова «Анти» «Грязь — это способ остаться чистым». Если бескомпромиссно отвергать мир земной с высоты монашества и мученичества, то Церкви придется уйти в катакомбы. Церковь это не делает, дабы не впасть в гордыню и не забыть, что Христос пришел к грешным и падшим, почему и были отторгнуты Ей монтанисты и другие подобные бескомпромиссные течения. Если идти в этот мир с Благой Вестью, то нельзя вершить суд его и делить на „плохих“ и „хороших“ на отнюдь не евангельских принципах. Интересно, что в статьях про западный рок «отцы» цитируют неких „специалистов по року“ с английскими фамилиями, над мнением которых и потешаются сатанисты на найденном мною сайте. Подозреваю, что это протестантские проповедники. А идеал «христианина» для протестантов, пардон, благонамеренный буржуа, у которого есть достаток, потому что „ему Бог помогает“. И на долларе написано «Мы в Бога верим» — НА ДОЛЛАРЕ, понимаете? Это христианский идеал, отцы? Всё нарочито „антихристианское“ и эпатажное в западном роке 60х – начала 70х — озорной максималистский юношеский протест против этого ханжеского, пуританского, и духовно пустого идеала. Пустыннику и монаху есть что сказать против духа мира сего, который пропитал и рок-музыку. Прихожанину, который ходит раз в неделю или даже реже в церковь, может быть, читает правило, но, тем не менее, кормится свиными рожками ТВ ценностей, крутится в вечной сатанинской круговерти под названием ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР и большую часть трепета своего отдает не Богу, а проблематике безбедного будущего, бытовым проблемам и любовным перипетиям 325 серии Истории о Настоящей Любви — и все это под вечным самооправдательным девизом «ведь жить то нужно!» — этому прихожанину сказать своему ребенку, поставившему „ирокез“ или отпустившему волосы и поющему в подъезде что-то „панковское“ типа «ржавый бункер — моя свобода» — нечего. Но читать книжки господина Светлова и архимандрита Лазаря будут не монахи-пустынники. Там этот вопрос не актуален в общем-то. Будет читать „воцерковленный“ Господин Обыватель. Но нет в церквушке при железобетонном микрорайоне № 666 книжек с пастырскими размышлениями о духовной „ценности“ ВСЕЙ модели сознания, прививаемой КАЖДОМУ в зависимости от его иммунитета и способности к сопротивлению так называемым „обществом потребления“. (Не надо напоминать многочисленные книжки о монахах и мучениках — средний человек не достаточно владеет саморефлексией, чтобы все это применять к себе, да и „отцы“ это знают, почему и выпускают ясные и конкретные книжечки-руководства к исповеди и т.п.). Покупает эту книжку „мирянин“ и получает своей обывательской правоте перед собственным ребенком ВСЕЛЕНСКУЮ САНКЦИЮ. Ребенок отгораживается, уходит в себя, иногда — даже из дома. А самое главное, получает прививку ПРОТИВ ЦЕРКВИ, потому что убеждается, что Она и мир зарплат и телевизоров против его мира ЗАОДНО.

Так все-таки… Автор часто катается ввиду недостатка денег на попутках, в 90 % машин с магнитофона слышит песни о романтичной жизни воров и подозревает, что это отчасти отражает общенародную ситуацию музыкального рынка. А любая музыка воспитывает идеал. Я НИ В ОДНОЙ ЦЕРКВИ не видел НИ ОДНОЙ КНИЖКИ о криминализации сознания нашего народа при помощи „блатняка“. Церкви это не интересно? Или пастыри считают, что здесь все всем и так ясно? Мне нечего возразить недоброжелателю, спрашивающему: что, дескать, БОЯЗНО получить от реальной „руки дающего“ „по шапке“?

Архимандрит Лазарь пишет: Элвис Куппер явно заявил о том, что он вступил в сговор с демоном, и это принесло ему признание…

Ну нельзя создавать гибрид-мутанта Элиса Купера и Элвиса Пресли, если вы хотите что-то доказать кому-либо, кроме лиц, не знакомых с предметом абсолютно. Так же не рекомендуется принимать все эпатажные высказывания за откровения на суде инквизиции. Как и подобные высказывания Джона Леннона и других „рокеров“. Если пастыри не читали работы Бахтина, где смысл „карнавальности“ в культуре выявлен весьма емко, а, возможно, и подозревают, что «Письма Баламута» известный христианский писатель К. С. Льюис писал в состоянии одержимости бесом, то уточню — я не хочу приписывать Джону Леннону и Элису Куперу свойства христианских праведников, я хочу просто, чтоб им огульно не инкриминировали сатанизм на основе их шалопайского антипуританского творчества. Хочется еще и подчеркнуть банальное — далеко НЕ ВСЕ НЕХРИСТИАНЕ являются сатанистами, и не является ХРИСТИАНСКИМ принципом абсолютизация принципа «кто не с нами, тот против нас».

Сам ваш покорный слуга в одной из ранних песен, описывая свою встречу с запуганными обывателями, писал:

В моем кармане бутылка с зажигательной смесью
И листки красно-коричневых партизан,
Моя цель, вероятно, пристрелить президента
И уронить останкинский телебашенный кран.
Вероятно, утащить водородную бомбу
И уронить героин в водопровод.
Меня лучше расстрелять под первым забором.
Вероятно, я даже играю панк рок.

Не только я, но и ВСЕ мои слушатели на ЛЮБОМ из концертов знали, что нет у меня ни бутылки с зажигательной смесью, ни героина, ни желания сыпать его в водопровод, да и наркотики я не употребляю — просто человеку свойственно смеяться над пустопорожними и глупыми страхами, чтобы сон разума не рождал чудовищ. И хотя я сейчас из „детских штанишек“ этой песни вроде бы вырос, и ее не пою, но мотивы написания и атмосферу исполнения помню хорошо. Ох бы заподозрил меня почтенный архимандрит, занеси его на мой концерт некая искусительная сила. Кстати, именно так работают почти все песни так „любимого“ г. Светловым, о. Родионом и о. Милеантом Джелло Биафры из «Дед Кеннедиз», знаменитого американского рок-сатирика (неизвестно почему последним называемым «хором Дед Кеннеди» — какой хор? — Биафра там один поет). Если его песня «Я убиваю детей» это не издевательство над пошлой эстетикой пропагандирующих насилие голливудских фильмов-ужасов, а чистосердечное признание перед непонятно кем, то песня «Holiday in Kambodga» несомненно говорит о том, что Биафра — личный друг Пол Пота, песня «Bed time for democracy» конечно говорит о том, что он — мордастый американский фашист, а песенка из проекта «Лард» о человеке, „сдвинувшемся“ от шпиономании и боязни подслушивающих устройств, о том, что он запуганный клерк из офиса. Когда же Биафра успел побыть всеми этими людьми, да вдобавок почему-то приобрести репутацию борца с тоталитаризмом? Хочется вспомнить также творчество более знакомого русским людям В. С. Высоцкого — по вышеописанной логике он несомненно устраивал бунт на Канатчиковой Даче с другими „поехавшими“ на тему НЛО…

Крайне разрушительно и пагубно влияние на душу христианина джаз музыки, рок музыки, панк музыки, диско музыки и т. д., форм и явлений современной популярной музыкальной культуры. Весь путь, по которому прошла и идет эта разрушительная, направляя короткой дорогой огромные толпы молодых людей в кромешный ад, покрыт срамом самых гнусных, самых страшных смертных грехов: это всевозможные блудные извращения, отвержение всякого стыда, полная распущенность всех самых низменных страстей и похотений, это наркомания, приводящая часто к самым ужасным последствиям, это смертные случаи от чрезмерных доз наркотиков, случаи насилия, самоубийства и т. д., не говоря уже о самых безумных злохулениях, которые встречаются в песнях, в вызывающих заявлениях рок звезд и которыми пропитана вся черная философия этой новой культуры.

Да, рок явился в мир не в горнем воздухе Афона, а в гуще потерявшего дорогу к Христу мира. Явлениям культуры вообще свойственно быть свидетельством, отражать духовное состояние современного им мира. Но всё же это не голос ада, а в некоторых случаях — отнюдь не голос ада, поскольку пока все же мир еще не ад окончательно. Остается обвинить аналогично ВСЮ литературу, поскольку в ней был маркиз де Сад и Эммануэль Арсан. Нигилизм для судящего — нежелание отделять зерна от плевел, без чего пастырский труд НЕВОЗМОЖЕН. Вакханалия порока, разъедающая мир, в том числе и нашу православную русскую цивилизацию тесно связана в гораздо большей степени с антихристианским по сути ТОРГОВЫМ СТРОЕМ, либеральной „демократией“ так называемой и ее масс культурой. Дальше — цитата из параллельного моему размышления на тему «рок — Церковь — общество» Олега Судакова «Манагера», известного сибирского рок-музыканта: „Рок в Америке возник, как реакция молодёжи на жизнь предложенную старшим поколением… Народилась альтернатива, необычное, но всё же самое, что ни на есть, народное творчество и его пришлось принять со всеми потрохами. Оно быстро перекинулось через океан и прижилось. Там было то же. Чего философичного в ранних «Beatles» или «Hollies»? Безудержное веселье, любовь, томление и азарт молодости. Я думаю, то время было суматошным, бесшабашным и совершенно безобидным. Но грянула война, и Африка с Вьетнамом расчленили благодушие симпатичных рокеров.

Смерть, суицид, боль и мрак появились в песнях из жизни, из Сонг Ми и Сайгона, из Родезии и Биафры, и рок-н-ролл навсегда лишился наивности ветреной юности — мир лопнул по швам и хрип его разлетелся по струнам. Психоделия хиппи стала ответом американским и английским папашам и поддержавшим их современникам. Снова пришлось пригубить крови, дабы опрокинулась Восточная Империя Зла. И шестидесятникам было, что сказать — рок взлетел на невиданную высоту патриотичности и осознания Бытия. Это был голос, не обрамлённый канонами, консерваториями и правилами, вскипевший жаждой слова, и громыхнувший тысячеголосой полифонией переливающегося серебра. И что? Это придумал Сатана и спроектировал Адский совет падших духов?

Тогда придётся потянуть вослед Кеннеди и Джонсона, английскую королеву и бельгийского короля, немецкого канцлера и французского президента. Ведь Африка была гигантской колонией белого брата, и он умело обирал её пока чёрный бунт не вышвырнул его в Европу. Наверное, несколько миллионов вьетнамцев и африканцев, расстрелянных за чей-то банковский счёт пострашнее предчувствия смерти в какой-то песне. И ЛСД синтезировали в лабораториях не парни с гитарами, а коноплю сажали на полях не восторженные поклонники чьей-то группы… Ничем особенным рок не отличен от других форм государственной жизни и скорее инспирируется ею в тяжкие грехи. Однако батюшки не осмеливаются обвинить в сатанизме существующий порядок и осуществляющие его институты государства. Достаточно оказаться на Нью-Йоркской или Токийской бирже, чтобы ощутить такой драйв, такую иссушающую страсть плоти, что из глотки помимо воли рванёт — слуги богомерзкие лукавого бесстыжие толчки! Но ведь нельзя, не положено священнику обвинить структуру власти, ибо право её дано свыше. Тогда надо разобраться, где кончается власть Лукавого и начинается власть Божия и ежели власть проистекает от Бога, то, как она совращает своих граждан, что они становятся виновными в её деяниях, а она, власть, и ни при чём. С больной головы на здоровую переложить можно, но надо ли? Даже если закрыть весь российский рок, выветрить и забыть, то вряд ли прекратятся заказные убийства и наркобароны не разрыдаются от содеянных злодейств, да и девочки по вызову не переведутся и самоубийства не прекратятся на нет. Разве количество блатных шансонье на порядок вспучится и шоу-эстрада обоймёт форматным сленгом приутихшую страну. Можно подумать, в попсе не сношаются, не пьют, не торчат и не мрут, наложив на себя руки, да и безо всякой музыки весь этот разврат преуспевает от самых начал. А поклонники Иванушек или Мумитроля, я думаю, побезумней будут Летовских фанов или Лукичёвских слушателей, да и помногочисленней, да и поглупее, может и поразвращеннее“.

Еще цитата из о. Лазаря и г. Светлова: сообщения, передаваемые в рок-н-ролле подсознательным образом, имеют такого рода содержание: всевозможные виды половых извращений, призыв к бунту против установленного порядка, побуждение к самоубийству, подстрекательство к насилию и убийству, посвящение Сатане.

Классно. Здесь спорить уже тяжело, как тяжело спорить со столь же неоспоримыми фактами, как то, что рок-н-ролл завезли залетные инопланетяне, что В. И. Ленин — это гриб (известная шутка-провокация Сергея Курехина). Мне не нравится лишь ЭТИЧЕСКИЙ ряд. Бунт против установленного порядка приравнен к половым извращениям и посвящению Сатане. А когда САМИ православные вышли с пикетами против репрессий нашего полицейского государства в отношении не принявших ИНН — они не бунтовали против установленного порядка? Или это тоже половые извращения и посвящение Сатане? Я думаю, бунтовали, и ничего плохого в этом нет, потому что не факт, что власть эта — власть Божья. Про то, что всякая власть от Бога — здесь цитировать неуместно. И власть Антихриста? В известном смысле, и она, ибо за грехи наши послана будет. Но не следует же из-за этого, что ей не следует противостоять. Весьма своеобразны „доказательства“ архимандрита Лазаря. Например, известно, что реальные сатанисты почитывают порой в неких своих обрядах Священное Писание задом наперед, полагая, что таким способом превращают его в равное по силе послание Сатаны. (Примитивная логика, которая подводит именно самих сатанистов, поскольку перевернутый ими с такой же целью крест является не чем-то дьявольским, а Петровским крестом, т. е. вполне христианским крестом в память об апостоле Петре, попросившем в своем смирении перед величием Христа распять его вверх ногами, дабы не уподобляться Сыну Божьему. Сатанисты не понимают, что Свет и Тьма абсолютно несоизмеримы по силе, поскольку одна из этих сил СОТВОРИЛА всё и может уничтожить всё Ей сотворенное, в том числе и Сатану в мгновение, не делая это из Своих ТАИНСТВЕННЫХ соображений, а вторая и есть лишь впавшая в гордыню часть СОТВОРЕННОГО, которой лишь пока попущено участвовать в становлении мира и Человека). Т. е. сатанисты переворачивают слова Священного Писания, дабы услышать сатанинское послание. Почему же о. Лазарь и подобные ему батюшки им уподобляются и переворачивают, что ни попадя, ища В ПЕРЕВЕРНУТОМ ВИДЕ послание Сатаны? По логике самих сатанистов это следовало бы делать, если тексты «Битлз» или «Лед Зеппелин» являлись бы Святым Писанием. А они на это, простите, не претендуют. И вот, как результат, какую реакцию вызывают мысли о „подсознательной передаче“ у просто-напросто РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИ настроенных молодых оппонентов-сатанистов на одном из сайтов. Обратите внимание, как легко неграмотная критика чего-либо превращается в антирекламу ВСЕГО, что стоит за критикующим:

Да, бедноватый репертуарчик… Я бы сказал, автор статьи собрал очень странную аудиотеку. Хотя, как мне кажется, он вообще ни одного рок альбома не прослушал. Что самое поразительное, вышеупомянутые сообщения слышат только сами священники. Ни один музыкант или посторонний слушатель о них ничего не говорил. Это наводит на размышления. Уж не рождаются ли вышеперечисленные пять пунктов сообщений у деятелей церкви в голове? Быть может, дьявол там? Так же очень интересен сам механизм передачи. Насколько я знаю, в официальной прессе его еще ни разу не освещали. Следовательно, он либо еще не разработан, тогда священники просто-напросто сочиняют, либо является засекреченным, тогда непонятно, откуда о нем вообще известно священникам. Впрочем, поясняется, что подсознательное сообщение — это фраза, записанная наоборот. Некие исследования (как и следовало ожидать, безо всяких ссылок) показали, что подсознание эти фразы улавливает. Однако, подсознание пока что вводится как абстрактное обозначение процессов, не контролируемых рассудком, иикаких методов узнать, что там улавливает подсознание нет. Полнейшим абсурдом является заявление, что подсознание может расшифровать фразу на языке неизвестном (!) слушающему. Это равносильно утверждению, что сведения обо всех языках заложены в подсознании! Но это же феноменальное открытие! Почему о нем никто не знает, кроме священников? Как звучит фраза, записанная наоборот, может без труда узнать любой обладатель программы работы со звуком, вроде SoundForge. Должен сказать, что похоже на какой-то язык, хотя и несколько странноватый. Однако, вписать записанную наоборот фразу в песню так, чтобы этого НИКТО не заметил, и все воспринимали ее только подсознательно, невозможно. Она обязательно была бы слышна и портила песню.

Наверное, в ответ мне будут гневно цитировать что-то типа Воробьевского. Ничего не имею против журнала «Русский дом» и „православных ужастиков“ от Воробьевского, но в данном случае логичнее было бы дискутирующим просто установить Sound Forge.

Интересно, как посчитал бы архимандрит Лазарь — он ПОМОГ придти этим ребятам к Церкви или ОТВРАТИЛ их от нее? Настолько же „благотворна“ запредельно простая классификация рока по арх. Лазарю:

1. Жесткий рок — здесь бит действует так, что возбуждает половые инстинкты — то ли это о тяжелом роке, но переводили по словарику, то ли редчайшие записи этого странного стиля есть только у арх. Лазаря.

2. Едкий рок — здесь бит воспринимается так, что улучшает реакцию нервной системы и мозга на различные галлюциногенные наркотики — безграмотный перевод словосочетания acid rock, но трактовочка… Я не буду пояснять людям, не интересующимся музыкой, что такое психоделический рок, поскольку им это и не надо. Любителям же рока не буду повторять знакомые им с детства вещи и дублировать многочисленные рок издания. Скажу одно — „определение“ о. Лазаря не имеет к реальности никакого отношения.

3. Дурной рок — сильно возбуждает инстинкты, связанные с насилием, убийством и бунтом — этого стиля кроме архимандрита Лазаря вообще больше никто не слышал. Хотя, возможно, это о качестве. Тогда хочется заметить, что бывают также дурные священники. Вообще во всем этом хамстве под видом пастырской заботы поражает физиологическая функциональность „классификации“, точно рок-записи продаются не в музыкальном магазине, а в аптеке. Вон, по Фрейду вообще всей человеческой культуре, включая религию, авторство приписано половому инстинкту. Так на то он, Фрейд этот, и масон из «Golden Dawn», сотоварищ по ложе сатаниста Алистера Кроули — редиска, нехороший человек, короче…

4. Сатанинский рок — начало этого направления было положено битлами, когда они выпустили в 1968 году свой дьявольский Белый альбом. Как я понял, «Битлз» — родоначальники black satanic metal — у меня комментарии по поводу этого „открытия“ отсутствуют. Поэтому уступаю слово „сатанистам“ (которые, кстати, как правило, терпеть не могут «Битлз» и защищают из хорошего и вполне христианского по природе чувства, присущей юным жажды справедливости, совсем чуждую им музыку). Здесь их комментарием любому по конфессиональной принадлежности, но знакомому с «Битлз» человеку также трудно возразить: альбом является пародийным и содержит порядка тридцати несерьезных песенок и одну пятнадцатиминутную шумовую композицию. Видно, в ней церковники и усматривают дьявольщину; композиция является смесью уличных и студийных шумов, а также отрывков фраз. Никаких упоминаний дьявола там нет, шумы всегда достаточно хорошо опознаваемы).

Кстати, не могу не задать еще вопрос: аналогичный список „стилей“ рок музыки — слово в слово — находится, как и целый ряд других упомянутых и не упомянутых здесь разоблачений, в книжке некого Н. Боголюбова «Тайные общества XX века» и в ряде других „просветительских“ опусов. Что, передирать слово в слово непроверенную информацию — это эффективный способ отстоять истину?

Еще цитатка из арх. Лазаря: примечательно, что все производители рок-н-ролла являются членами Сатанинской церкви.

Спасибо родному архимандриту Лазарю за то, что он своими могучими обобщениями „приласкал“ многих моих друзей, играющих рок и ходящих на Литургии. Тайные они, наверное, члены этой самой сатанинской церкви. И на исповеди, наверное, лгут, такие сякие. А, может, мы просто не знаем, что мы члены Сатанинской Церкви. Нас зазомбировали, запрограммировали и т. п. Короче, все, что остается, — погрузиться в эстетику романов ужасов. Непонятно только, что же это мы при принятии Пречистых Тайн в беснование не впадаем, да и таинство Соборования не пресекает в нас умение играть рок. Ремесло наше (мы не только слушаем, а еще и играем рок) в глазах арх. Лазаря оказалось грешнее труда презираемых фарисеями евангельских мытарей — он пишет: недопустимо думать, что можно все-таки христианину иногда кое-что слушать из такой музыки, выбирая более или менее „безобидное“, и тешить этим свой слух. Нет! Итак, даже самое „легкое“ увлечение православного христианина рок культурой есть измена своей вере, есть явное оскорбление своего Господа, удаление от Него, есть пагубная прелесть, общение с духами тьмы, заигрывание с сатаной!

Как видно из этого заявления, на нас грешных отец Лазарь поставил крест, причем наискось. Возникает ропот: по-христиански ли вот так-то „крест ставить“? И хочется привести высказывание протоиерея Иоанна Мейендорфа из его замечательной книги «Введение в святоотеческое богословие»: „Церковь, утрачивающая контакт с людьми, спасение которых есть ее миссия, отказывается от своей кафоличности, превращается в секту“. Отец Милеант в перечислении грехов, присущих всей рок музыке обобщает столь же отважно, так что не буду повторяться и приведу, как мне кажется, вполне разумный ответ оппонентов-„сатанистов“, которые здесь выступают в роли адвоката… нет, прочитаем их ответ непредвзято, — не дьявола все-таки, а просто любимой музыки: епископ Александр „забывает“ сказать, что в категорию „потенциально вредных альбомов“ попадает настолько ничтожная часть рок-движения, что ее даже обнаружить тяжело, если специально не разыскивать. К этой категории относятся группы, поющие о каннибализме, некро- и зоофилии, трупных червях и т. п. Их альбомы рассчитаны на очень узкий круг слушателей, и встретить их в продаже практически невозможно — продавец, вздумавший ими торговать, разорился бы. В процентном соотношении к общему числу групп „экстремалы“ составляют меньше 0,1 %. Так что, аргумент слабенький. Все равно, что отыскав журнал, демонстрирующий секс с лошадьми, потребовать запрета всех журналов вообще

Кстати, поскольку одна из самых любимых тем здесь — „перевернутые подсознательные сообщения“, нужно сказать, что в одном месте, увы, архимандрита Лазаря потянуло конкретизировать:

В песне группы «Битлз» под названием «Революция номер девять» на пластинке слышится запись слов: „Номер девять“, повторяемая двенадцать раз. Прослушивание этого места в обратном направлении дает фразу: „Доставь мне сексуальное наслаждение, мертвый человек“

„Номер девять“, по-английски — „number nine“, имеет фонетическую транскрипцию „намбэ найн“ — сколько это ни переворачивай, ничего кроме подобия слова «человек» и то не с той гласной («краткий а» вместо «открытого э», притом оба — в сильной ударной, нередуцированной, ЧЕТКО СЛЫШИМОЙ то есть позиции), что в английском меняет смысл, там нет. Если в других случаях можно было говорить о некомпетентности (да и то бесполезно, поскольку предубежденный „православный“ читатель отмахнется, вместо того, чтобы проверить САМОМУ информацию своего „авторитетного“ источника на „искусительном и бесовском“ критикуемом оригинале), то здесь архимандрит Лазарь ИМЕЛ ВОЗМОЖНОСТЬ И САМ ЛИЧНО перевернуть эти слова. Значит, если он это не сделал, налицо недобросовестность, а если сделал, — заведомая ложь. Хуже того — и каждый читатель может САМ ПРЯМО СЕЙЧАС эти слова перевернуть, так как „страшные“ слова названы КОНКРЕТНО. Тогда ему останется только верить отцу Лазарю и не верить своим глазам. Или сказать, что я придрался к одной фразе о. Лазаря. Нет, я „придрался“ к многим местам, просто здесь, именно в этом одном случае, доказательство почти не требует усилий стороны, которая их делать и марать праведные руки о грязную материю жизни не привыкла. Так же полезно креститься во избежание „глюков“ во время поиска дьявольщины при прослушивании «Лестницы на небеса» группы «Лед Зеппелин», да и во многих других случаях, в которых текстовый формат не позволяет предоставить перевернутые записи, как наглядные доказательства. Кстати, по ходу написания статьи всплыла вышеупомянутая мной книжка Н. Боголюбова, где священником Родионом тоже предлагается слушать рок музыку исключительно задом наперед и рассказывается байка про «номер девять». Зачем я только с фонетикой мудрил — оказывается — number nine переворачивается, как „turn me on, dead man“ — и священника Родиона не волнует, что два слога куда то делись, и что буквы на 80 % другие. Верую ибо абсурдно… Да, никто не отрицает — есть на рок-сцене и сатанисты типа «Дисайд» и сидящего в тюрьме лидера группы «Бурзум», похваляющегося числом подожженных им церквей. Есть там и пьяница Оззи Озборн, откусывавший в молодости головы цыплятам и другие одиозные придурки. Вообще есть сатанистские группы, а также коммунистические, христианские, нацистские, антинацистские и др. — представители многих идеологических течений и религий понимают, что рок листовка на их „тему“ — убедительная реклама. Но сваливать в одну кучу сатанистские группы с «битлами», «Дед Кэннедиз» и «Пинк Флойд» — занятие, подобное деятельности какого-нибудь агитатора-атеиста из коммунистической глубинки, для которого Серафим Саровский и «свидетель Иеговы» — одно и то же. (Зная „риторику“ оппонентов, рискую предположить, что сейчас меня обвинят, в том, что я якобы сравнивал Серафима Саровского и «Битлз». Читайте внимательно — видит Бог — я этого не делал). Геббельс говорил: чтобы лжи поверили, она должна быть чудовищной. Эта цитата вспоминается по ходу чтения дальнейших изысков архимандрита Лазаря (хотя здесь он, возможно, вновь воспользовался непроверенной ахинеей из американских протестантских источников):

650 молодых людей погибло во время одного из концертов в Лос-Анджелесе. Поскольку холодильники морга были уже заполнены, то тела 650 жертв рока были размещены по обеим сторонам коридоров, ужасный запах смерти наполнял здание, тела не могли быть опознаны, так как молодые люди эти в основном были из покинувших родительские дома.

Вариант от свящ. Родиона: в 1965 году на концерте «Битлз» в США убито и задавлено насмерть 100 человек, а в 1981 году на концерте «Зе Ху» в США убито 11 и ранено 42 человека

Короче, страшно, аж жуть… Милые, в такой тепличной стране, как США, когда на концерте «Роллинг Стоунз», действительно заигрывавших тогда с оккультизмом и бесовщиной, убили в 1969 году охранники сцены ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, 18-летнего Мередита Хантера, группа находилась на грани запрета. И, кстати, в серьезном внутреннем кризисе — совесть ребят заела, когда они поняли, что зарвались. Не было таинственного „концерта в Лос-Анджелесе“, иначе б это было любимой темой „свободной“ желтой прессы лет на пятьдесят. И страшного „концерта «Битлз» в 1965 году“ тоже не было, уж в этом случае падкие на „кумиров“ журналисты описали любовно каждую выкуренную «битлами» сигарету и каждую пуговицу каждого их концертного костюма — не упустили бы они такого шикарного повода поскрипеть перьями, да и «Битлз» группа менее агрессивная, нежели «Роллинг Стоунз». И поклонники «The Who» в 1981 году были почтенными лысоватыми семьянинами „за сорок“, так что я склонен в такой же степени верить, скажем, сообщению о подобном числе жертв на концерте в честь тридцатилетия «Машины времени». На каких-то огромных стадионных концертах единичные жертвы в давке наверняка были. Что связано не со „страшным роком“, а с тем что в огромном количестве собираются нетрезвые люди. На Ходынском поле в 1896 году не было рок-концерта. Но погибло свыше 1300 человек и столько же было ранено. Единственный известный мне рок-концерт описанного архимандритом размаха произвела рок-группа «Боинги» 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Когда ехидные сатанисты на чате попросили дать ссылку на дату и место проведения таинственного концерта, в доску мыслящие „православные“ издевки не заметили и сразу цыкнули: „что Ты у нас-то ссылочку спрашиваешь? Ради красного словца? Напиши архимандриту Лазарю письмо, он тебе и укажет ссылочку“. Ни чувство юмора, ни желание задуматься, а чего это они, враги, так упрямо спорят, подобному типажу „православных“, судя по всему, не присуще. Все и так заранее ясно. Лазарь прав, потому что он архимандрит. Сатанисты лгут и изворачиваются, потому что они сатанисты. Был я как-то свидетелем того, как милиция разгоняла в губернском городе N пикет патриотической молодежи („экстремистов“ то есть) против инертного безразличия правительства России в отношении преследований в Прибалтике русских ветеранов 2-й мировой войны фактически за то, что те сражались с фашистами с оружием в руках. Попытку воззвать к исторической памяти и совести милиционеры пресекли фразой „Зачем вы это нам говорите. Толкуйте это нашему начальству. У нас есть жалоба — вы нарушаете… И т. д.“. К чему это я? Да так… Комично выглядит мина авторитетности, если ее носитель с разбираемым „предметом“ просто напросто не знаком. И становится грустно и обидно, когда комично выглядит защитник того, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО является подлинной горней высотой. И даже частично верные доводы (я, к примеру, сильно сомневаюсь равно в духовной и музыкальной ценности death metal, grind core и многого другого в рок музыке) нельзя доказывать некорректными методами и непроверенными слухами.

Предвижу горячие ответы. Мне припомнят, что Джимми Пейдж интересовался кроулианством и даже купил замок, принадлежавший некогда этому оккультисту. Мне скажут, что плохое дерево не приносит хороших плодов, не вспомнив, что эту истину проверяют именно по плодам. Да много чего скажут. Наш мир забит до отказа оккультными теориями. Сатана действует. Оккультизмом, увы, увлекаются музыканты, врачи, учителя, журналисты, порой и священнослужители, к сожалению, даже. Но из-за того, что кто-то пишет оккультные учебники по валеологии, не возникает у нас идея закрыть школы. Сделав так, мы только поможем Тьме победить. И если какие-то рок музыканты пачкали душу оккультными теориями и практиками, то музыка родилась вопреки этому, а не благодаря этому, хорошая музыка, по крайней мере, да и Моцарт, кстати, состоял в масонской ложе. И сфера оценок, где мы делим музыку на хорошую и плохую, так тонка и опасна. Туда под видом Духа Святого или благих намерений могут пролезть те самые наши вкусы, о которых так не советовали спорить древние, наши страхи с предрассудками и наша жажда чувства собственной правоты. И вполне рогатые носители всех этих чувств — как всегда, естественно, под видом ангелов Света. Нельзя сравнивать рок музыку с духовными песнопениями — она продолжение НАРОДНОЙ музыки, где есть „драйв“ задорной пляски, воодушевленная агрессия песни, с которой идут солдаты на войну, и вся гамма чувств, присущих земной человеческой любви. На земле не только стоят на Литургии, но и строят дома, пишут стихи, летают с нее, грешной, в космос, защищают Родину и играют на гитаре. И чтоб не потеряться в земном шуме и земной суете человеку земному нужно, главное, не забывать обращать взор на небо.

Почему собственно, и освящаются обрядами и благословениями Церкви земные дела, если это не подлые дела. И совсем не факт для меня, что, как декларируется на встреченных мной чатах, человек, который любит рок музыку, никогда не слушает валаамских монахов, и наоборот. Я знаю много молодых священников, которые порой слушают любимые рок песни, или какие-либо иные песни земли. И это не нерадивые священники. Они достойно живут и достойно служат Господу на Литургиях. Естественно, они не слушают «Битлз» в Страстную Седмицу, ибо всему свое время.

Пастырь в отличие от монаха-пустынника, простившегося с землей навсегда, обращен во время великого Таинства Исповеди лицом к человеку мирскому и принесшему подлость свою человеческую, грязь свою и грех свой, чтоб проститься с ними и сжечь их в пламени Божьего суда и прощения. Но чтобы исповедь была подлинной встречей Отца и блудного сына, мирянин должен радостно и трепетно и, главное, с уверенностью в понимании принести не только список грехов, но всю свою, открытую Господу и священнику, душу. Не зря же Господь облек таинственный акт примирения Бога и человека в форму разговора двух людей, в ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ и ЧЕЛОВЕЧНЫЙ разговор. Это Таинство двуедино: встречается Пастырь и овца, вернувшаяся в стадо, т. е. Бог и верующий, и встречаются Человек и Человек, в чем осуществляются две столь же двуединые великие заповеди любви. Слепая же „любовь“, т. е. любовь без понимания, любовью не является, а лишь именуется. И священник потому не имеет права забыть, как выглядит и чем дышит земля во всей сложности и многокрасочности на ней происходящего, чтобы достойно исполнить вечную заповедь любого врачующего — «Не навреди». И помнить, что Господь посулил фарисеям и книжникам участь худшую, нежели мытарям и блудницам, потому что они, книжники и фарисеи, не вынесли искушения властью — духовная власть, спекулирующая человеческими страхами и не озабоченная проблемами СВОЕЙ совести, когда она берется судить — на деле не духовная, а самая обычная земная власть — власть „по ведомству“ Кесаря.


1 | 2 | далее >>
комментарии на форуме версия для печати
<< Предыдущая :::: Содержание номера :::: Следующая >>


На главную :: Миссия :: Творчество :: Мысль :: Взгляд :: Семья :: Судьбы :: Проза жизни :: Поэзия души
Архив журнала :: № 8 :: Неизданное :: Редакция :: Авторы :: Благотворители :: Форум :: Гостевая :: Обратная связь :: Ссылки :: English

© 2002-2024 «Собрание»
info@sobranie.org