Собрание :: Цикл лекций-концертов по истории русской духовной музыки
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналAssembly - Orthodox Youth Missionary Magazine
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журнал
 Молодёжный православный миссионерско-просветительский журнал
Издается по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
23.03.2003 
На главную
Форум
И ИЛИ
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
ещё ссылки»
поставьте ссылку на нас
Парк Горького о Православии
Как студенты привораживают халяву?
Система Orphus
   <<Предыдущая :::: Содержание номера :::: Следующая>> версия для печати

Цикл лекций-концертов по истории русской духовной музыки

20 марта в Казанском музее М. Горького состоялась третья лекция-концерт из цикла «Обретение себя», посвященного истории русской духовной музыки. Слушателям были представлены церковные песнопения XVII — начала XVIII веков, в исполнении камерного хора «Преображение», а также комментарии о формировании русской традиции многоголосного пения. Предшествующие встречи были посвящены общему кругу образов в духовной музыке и древнему знаменному распеву (X–XVI вв.), так что нынешнее мероприятие было их логическим продолжением.

Как известно, XVII столетие в России ознаменовалось значительными культурными сдвигами, которые во многом предопределили эпоху петровских реформ. Прозвучавшие на вечере песнопения, были призваны показать эволюцию духовной музыки от демественного и строчного пения, до партесных концертов композиторов XVIII века. Процессы, происходившие в русской музыкальной культуре в век Патриарха Никона и протопопа Аввакума, отдаются эхом даже в нашу эпоху. Подтверждением тому мог бы послужить исполненный кондак Великого канона «Душе моя…», на музыку Альфреда (во Св. Крещении Алфея) Шнитке, навеянный распевами Московской России.

Организатором цикла «Обретение себя» выступило культурно-просветительное объединение «Мастерская», созданное в 2000 году казанскими музыкантами, искусствоведами и художниками. Камерный хор «Преображение» под руководством Николая Беляева был также создан в 2000 году с просветительными целями. Участники хора в основном студенты Казанской Консерватории и Музыкального Училища, а Николай Беляев известен православным казанцам как регент большого хора Никольского собора.

«Обретение себя», регулярные выставки икон в Казанском музее Изобразительного искусства и ряд других проектов, пожалуй, являются важным свидетельством интереса светской интеллигенции к культурному наследию Русской Православной Церкви. Хотя организаторам таких акций иногда не хватает подлинно церковного взгляда на церковное творчество, обидно, что эти мероприятия остаются вне внимания православных прихожан. Состоявшаяся лекция-концерт собрала сравнительно малое количество слушателей, притом, что вход был бесплатный. Невооруженным глазом был виден возрастной контраст между исполнителями и большинством слушателей. Между тем уникальность работы проделанной создателями проекта, могла бы вызвать широкий отклик у разновозрастной православной общественности. Очевидно, сказался недостаток рекламы.

Марк Шишкин

Следующие встречи в музее Горького состоятся 17 апреля и 15 мая. На них будет рассказано о русской духовной музыке XIX - начала ХХ века, и о ее развитии вплоть до современности.
версия для печати

<< Предыдущая :::: Содержание номера :::: Следующая >>


На главную :: Миссия :: Творчество :: Мысль :: Взгляд :: Семья :: Судьбы :: Проза жизни :: Поэзия души
Архив журнала :: № 8 :: Неизданное :: Редакция :: Авторы :: Благотворители :: Форум :: Гостевая :: Обратная связь :: Ссылки :: English

© 2002-2020 «Собрание»
info@sobranie.org