Собрание :: Стихотворения, присланные из Германии - очерк о Ф. И. Тютчеве
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналAssembly - Orthodox Youth Missionary Magazine
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журнал
 Молодёжный православный миссионерско-просветительский журнал
Издается по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
№8
июнь 2004 
На главную
Форум
И ИЛИ
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
ещё ссылки»
поставьте ссылку на нас
Архиепископ пражский и... казанский
Православная Африка
Система Orphus
   <<Предыдущая :::: Содержание номера :::: Следующая>> версия для печати

Зодчие Слова

Андрей Харламов

Федор Иванович Тютчев

Стихотворения, присланные из Германии

Ночь. Холодный осенний ветер с финского залива. Мрачные сырые Петербургские улицы. Липкая изморозь с неба, и отовсюду!.. По набережной Невы, закутанный в плед, идет, сгорбившись, не замечая редких прохожих, странный человек... Возле дворцового моста его едва не сбивает экипаж — он как будто не видит лошадей, скачущих прямо на него, не слышит громкий окрик кучера...

На лице поблескивают круглые стекла пенсне. Жидкие седые пряди волос небрежно выбиваются из-под цилиндра...

И взгляд — невидящий, оцепеневший, словно направленный внутрь себя.

SILENTIUM!

Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно как звезды в ночи —
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи —
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в самом себе умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум —
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи —
Внимай их пенью — и молчи?

Он был соткан из противоречий. Его первая красавица жена, урожденная немецкая графиня Ботмер, любила его так, как „ни один человек не был любим другим“. И он любил ее... И при этом неоднократно заводил романы с другими женщинами. Когда в 1839 году она погибла вместе с тремя их детьми в морской катастрофе, за несколько недель 36-летний поэт совершенно поседел от горя. Жуковский, встретивший Тютчева за границей, потрясен его душевным состоянием. Но вскоре, однако, он записывает в дневнике: „Он горюет о жене, которая умерла мученической смертью, а говорят, что он влюблен в Мюнхене“.

Он, наверное, был самым большим говоруном и самым усерднейшим посетителем аристократических салонов как в Германии, где он провел на дипломатической службе 22 года, так и в России. Граф Владимир Соллогуб вспоминает в своих мемуарах:

„...Ему были нужны, как воздух, каждый вечер яркий свет люстр и ламп, веселое шуршание дорогих женских платьев, говор и смех хорошеньких женщин. Между тем его наружность очень не соответствовала его вкусам; он собою был дурен, небрежно одет, неуклюж и рассеян; но все, все это исчезало, когда он начинал говорить, рассказывать; все мгновенно умолкали, и во всей комнате только и слышался голос Тютчева“...

Но ведь в одном из своих программных стихотворений Тютчев восклицает — „SILENTIUM!“ (молчание!) „SILENTIUM!“

Поэзия его тоже была странной, противоречивой, двойственной. Огромная таинственная сила наполняла ее. Словно могучие космические ветры с самых бездонных глубин Вселенной врывались в его стихи, закручивали волшебные звездные хороводы, и сквозь обыденный мир начинала проступать иная реальность — необычная, причудливая, наполненная туманными фантастическими образами и картинами...

Пушкин не принял его поэзии. В 1836 году по рекомендации Вяземского и Жуковского он опубликовал в своем «Современнике» большую подборку его стихотворений. Этот факт стал позже расцениваться многими как своеобразное благословение великого поэта, даже как его завещание читающей публике. Но до нас не дошло ни одного отзыва Пушкина о Тютчевских стихах. Пушкинскому гению — светлому, ясному, необыкновенно гармоничному по своей внутренней сути, был просто чужд этот Вселенский хаос, эта противоречивость, эта загадочность и недоговоренность Тютчевской поэзии. И общий нейтральный (и этим очень показательный!) заголовок, под которым была помещена вся подборка: «Стихотворения, присланные из Германии», только подтверждают существующую точку зрения. Вселенная Пушкина была — другой!

Тем не менее, когда в 1844 году Тютчев возвращается в Россию, он довольно быстро становится почитаем и критикой, и собратьями-литераторами и просто читательской публикой. Все чаще и чаще его начинают сравнивать с его великим предшественником. По приезде в Россию в жизни Тютчева происходит и еще одна важная перемена, внутренне сблизившая его с незабвенным Александром Сергеевичем. Как и Пушкин, Тютчев приходит к Православию.

И вот тут нам нужно остановиться особо.

Что такое талант? — Тайна. Так же как тайна — человеческая мысль. Она вдруг вспыхнет в голове — замыслом. Краской. Звуком. Словом. И рождаются картины. И научные открытия. И музыка. И стихи... Высшее творчество человека! — этому никогда не будет найдено внятного материалистического объяснения. Талант — от Бога. И это так же очевидно, как, видимо, очевидно и то, что мы должны быть достойны этого таланта и употреблять его во благо, а не во вред. Но в реальности все не так. Мы служим сиюминутному, мы работаем на потребу дня, мы преклоняемся перед мнимыми ценностями, забывая о ценностях непреходящих. Часто мы и сами не догадываемся и не задумываемся, что свои способности мы растрачиваем совсем не на то, для чего они нам были дадены. И этим постепенно перекрываем для себя те благословенные небесные потоки, которые, в сущности, и питают, и образовывают наш талант. Отсюда — душевные кризисы, срывы, сломы, приводящие в конечном итоге к саморазрушению и гибели. История полна подобных трагических примеров. И Федор Иванович Тютчев, возможно, мог бы пополнить этот скорбный список, если б в какой-то момент не сумел найти в себе мужество и смелость признать, что он, кажется, живет не совсем так, как ему, вероятно, следовало бы жить. И хотя ошибок он еще в жизни наделал достаточно, и срывы у него были, и с противоречиями, раздирающими его, он так до конца и не справился. Но все-таки он выстоял.

Его осмысление Православия было поначалу, может быть, несколько поэтическим, художественным. Но постепенно он пришел к пониманию тех духовных глубин, которые несет в себе Православная Вера. Именно в этот период Тютчев создает наиболее выдающиеся поэтические шедевры, необыкновенные по своей глубине и выразительности. Пронизанные Любовью и Светом. Но знаменательный факт — в этот же период, период духовного преображения поэта, на него вдруг обрушивается целый шквал критики. Революционеры-демократы и в продажности его обвинили, и в реакционеры записали...

Между тем Тютчев, как показала в дальнейшем печальная Российская история, оказался мудрей и дальновидней своих противников.

Изучая материалы Пугачевской войны, Пушкин обронил когда-то:

„Нет ничего страшнее русского бунта — бессмысленного и беспощадного“.

Тютчев, свидетель трех Европейских революций (1830, 1848 и 1871 гг.) сказал иначе, по-своему, но не менее показательно:

„Единственная революция, которую я признаю — это весна“...

В последние годы жизни за ним стала наблюдаться некая странность, Внезапно скрывшись с какого-нибудь придворного торжества или светского раута, он накидывал на себя плед, и долго, часами бродил по ночным улицам Петербурга, не замечая и удивляя редких прохожих. О чем он думал в эти часы?

Об этом никто не знает.

Об этом никто не узнает никогда.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно как звезды в ночи —
Любуйся ими — и молчи...



Цикл очерков Андрея Харламова «Зодчие Слова»:

  • Грустное путешествие (об А. С. Пушкине)
  • Маска Михаила Лермонтова
  • Закон Любви (об А. К. Толстом)
  • Молитва перед пробуждением (об Афанасии Фете)
  • Стихотворения, присланные из Германии (о Ф. И. Тютчеве)
  • Околдованный вестник (об Александре Блоке)

    комментарии на форуме версия для печати
  • << Предыдущая :::: Содержание номера :::: Следующая >>


    На главную :: Миссия :: Творчество :: Мысль :: Взгляд :: Семья :: Судьбы :: Проза жизни :: Поэзия души
    Архив журнала :: № 8 :: Неизданное :: Редакция :: Авторы :: Благотворители :: Форум :: Гостевая :: Обратная связь :: Ссылки :: English

    © 2002-2024 «Собрание»
    info@sobranie.org