«Дорогу осилит идущий»
Когда любишь, сердце поёт и ликует, радуясь, что рядом Она. Ты жадно пьёшь дрожащими от ликования и волнения губами это искрящееся вино любви, и тебе кажется, что ты им никогда не напьешься. Но проходит время, и серая, унылая бытовщина потихоньку начинает отравлять этот желанный напиток счастья, придавая ему горький привкус. Свет, который ты видел в глазах у Неё, всё больше и больше меркнет и постепенно превращается в туманную дымку непонимания и раздражения. И ты замечаешь, что всё чаще говоришь о Ней с маленькой буквы. Вместе с заглавной буквой мельчают и наши отношения. Взаимное желание быть вместе становится совместным терпением. И хотя часто ещё не забытая любовь высвечивается радугой на небе жизни, даруя чувство узнавания друг в друге Тех Прежних, Любимых и Желанных, всё же это, скорее, только просвет среди туч, чем постоянная погода. Она перестаёт замечать твои успехи и понимать твои неудачи. Ты также всё меньше интересуешься её жизнью. Из этой ситуации обычно выходят, стараясь не вспоминать о тех перегородках, что разделяют нас. Но это решение похоже на страуса, закапывающего голову в песок при виде опасности, так как если мы забудем о проблемах, они не исчезнут.
Что же делать в этой ситуации? Как удержать чувство к человеку, которого всё ещё любишь, но не можешь понять и всецело принять?
Ко мне как к священнику часто приходят супружеские пары, которые после какого-то времени в браке оказались перед лицом этих вопросов и не смогли ответить на них. И я как человек, который сам имеет уже почти десятилетний опыт супружества, не могу не признать всей важности этой проблемы. Однозначные ответы всегда давать сложно. Наверное, всеобщей панацеи быть не может, да и не должно быть, ведь каждый человек уникален, и подход к каждому свой. И всё же, я думаю, этот ответ будет легче найти, если мы обратимся к учению Церкви о браке.
В церковном понимании двое, сочетаясь Богом в таинстве венчания, становятся частью единого целого, одним существом. И если мы хотим, чтобы это единство не нарушалось, то надо понять, что главное в браке вера и доверие. Мне могут возразить а как же любовь?
Любовь это непререкаемое основание любых настоящих отношений между людьми. Без неё ничто не возможно. Любовь это та живая вода, что питает наши чувства. Но этой воды, как мы видим, не всегда хватает, и она может иссякнуть, если не будет поддержана доверием, которое может воскресить засохшую землю души.
Прежде всего, это доверие Богу. Он скрепил брак, Он может и дать силы на то, чтобы преодолеть препятствия в нём. Надо вспомнить, что если мы обращаемся к Господу, ищем Его в своём сердце, в тех добрых чувствах, желаниях, стремлениях, что есть во всяком человеке, то Он всегда укрепляет нас. Ибо нет ничего невозможного у Бога и нет силы более Любви Божьей. Надо лишь взращивать в себе и в тех, кто рядом с нами, семена благодати, данные нам в рождении. Чаще обращать внимание на те светлые черты характера, что есть у наших возлюбленных, и уметь отметить, поддержать их. Почаще говорить вместе о том, что нравится и что хотелось бы видеть друг в друге.
Когда же вы замечаете у своего любимого человека что-либо недоброе или откровенно плохое и не можете справиться с этим главное, не отчаивайтесь! Уныние это единственное, что не даёт Богу помочь нам. Ибо любой грех может быть прощен и уврачёван Господом, если мы сами стремимся к исцелению. Отчаяние приходит тогда, когда в нас нет доверия к Тому, Кто есть Любовь, Надежда, Понимание. И вместе с потерей доверия пропадают эти чувства. Без веры в Него, Господь не может дать нам силы на исправление своих ошибок.
Уныние в браке это также недоверие, к самому себе, так и близкому человеку. Ведь когда мы полюбили, то мы увидели эту искорку Божью в глазах наших возлюбленных, этот свет невечерний. И это не было обманом, не было миражом. Я говорю уверенно, ибо твердо знаю, что каждый человек образ и подобие Божье, а значит, в нём есть хотя бы частица Всеобъемлющей Божественной Любви. Когда мы полюбили мы заметили это. Если мы это больше не видим, значит, мы разучились замечать. Надо суметь вновь и вновь смотреть друг на друга широко открытыми глазами. На это можно возразить, что наша человеческая природа хотя и несёт в себе зерно Подобия Божия, но повреждена грехом, и потому приходится действительно очень широко раскрывать глаза, для того, чтобы увидеть то святое, что есть в нас. Пусть так. Но это не повод отказываться от того, с кем мы стали единым целым. Святой Иоанн Златоуст, давая совет мужу о том, как достигнуть в семье согласия, говорил: Заботься о жене, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за неё жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассечённым, или потерпеть и пострадать, что бы то ни было, не отказывайся. Христос страдал за Церковь отвращающуюся от Него и ненавидящую Его. Он покорил её, не прибегая ни к угрозам, ни к порицаниям, ни к устрашениям и ни к чему подобному, так и ты поступай в отношении к своей жене. Хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим о ней попечением, любовью и дружбой. Долг наш попытаться помочь своему родному человеку преодолеть всё то тёмное, мрачное, страшное, что в нём есть. А значит, прежде всего, надо начинать исправление с себя. Если мы будем избавляться от равнодушия и невнимания к интересам своих близких, от частого желания властвовать над ними и попыток переделать их по своей прихоти и начнём воспитывать в себе терпение, умение понять и принять, то мы во многом сможем восстановить утраченное единство.
В начале двадцатого века известный проповедник и духовник отец Александр Ельчанинов писал: «Бесчисленное количество несчастных браков наблюдается именно оттого, что каждая сторона считает себя собственником того, кого любит. Отсюда почти все трудности в браке. Но величайшая мудрость его скрыта в том, чтобы дать полную свободу тому, кого любишь. Наш земной брак подобие брака Христа с Церковью, а там полная свобода». Главенство мужа в семье это главенство любви, но не силы. И послушание жены это не рабское повиновение, но доверие тому, кого любишь. Создавая семью, мы должны научиться, по слову Апостола Павла, повиноваться друг другу, ища общность во всём.
Церковь, соединяя двоих в одно, говорит об особом служении. Ведь христианская семья должна давать миру образ небесного союза Бога и человечества. Во время венчания поются те же песнопения (тропари), что и на рукоположении во священника, тем самым брак уподобляется священству. Каждая семья должна быть горящим огнём любви, на свет которого приходили бы многие, чтобы отогреться от холода жизни. Союз мужа и жены это таинство, освящающее мир, и особый, наравне с монашеством, путь служения Господу. Надо помнить об этой ответственности перед Богом, друг перед другом и перед всем обществом.
Есть хорошая пословица: «Дорогу осилит идущий». Если мы отправились в свой жизненный путь вдвоем, надо не останавливаться, не думать: Стоит ли идти дальше, какие опасности нас ждут впереди?. Надо просто идти, поддерживая друг друга, поднимая из пыли и грязи, падая и вставая. Но главное идти. Идти вместе.
Священник Сергий ТИТОВ
|